Предыдущая тема
:: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
|
Пн, 09.02.2009, 07:29 |
цитировать |
|
Есть ли смысл его публиковать?
Многие хотели эвакуироваться но не все кто эвакуировался в этом виноваты. |
|
|
|
Пн, 09.02.2009, 11:27 |
цитировать |
|
Мне кажется любая информация нужна и важна...
С уважением, Владимир _________________
А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня" |
|
|
|
Вт, 10.02.2009, 08:33 |
цитировать |
|
С этим утверждением не спорю. Но стоит ли публиковать список эвакуированных из Севастополя? |
|
|
|
Ср, 11.02.2009, 09:12 |
цитировать |
|
RDX писал(а): | С этим утверждением не спорю. Но стоит ли публиковать список эвакуированных из Севастополя? |
Конечно это поднимет очередной вой про "преданных и брошенных"... но все же нужно, ибо это информация, причем интересная иформация.
С уважением, Владимир _________________
А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня" |
|
|
|
Пн, 07.07.2014, 08:29 |
цитировать |
|
"Слава Севастополя" разродилась вот такой статьей...
http://slava.sebastopol.ua/2014.7.3/view/42307_voennye-vypolnyayut-prikazy.html
Цитата: | В. МЕДВЕДЕВ
Военные выполняют приказы
Ещё в детстве я слышал от отца о той страшной трагедии в районе 35-й береговой батареи и м. Херсонес. Ему, молодому лейтенанту Медведеву Александру Павловичу, авиамеханику ВВС ЧФ, удалось тогда выжить в той "человеческой мясорубке" в начале июля 1942 г. Он был в том самом самолёте ГСТ-9 "Каталина", который дрейфовал в открытом море 33 часа под бомбами и пулями "хейнкелей", его чудом спас наш тральщик "Щит". Он вернулся и освобождал наш город от фашистов в мае 1944-го. И всё же в глубине души тлело чувство горечи и обиды за наших отцов и дедов. Тогда, в последние дни обороны, прижатые к морю люди, бойцы и командиры, гражданские жители тщетно ожидали "эскадру" - как единственную надежду на спасение. Всего удалось вывезти на Кавказ 1726 человек. В том числе командование СОР, партактив и руководство города. Осталось 78230 бойцов и командиров, не считая гражданских. Большинство из них были ранены, попали в плен или погибли с оружием в руках как герои.
Почему всё же случилась трагедия? Неужели нельзя было организовать эвакуацию, избежать позорного плена и гибели десятков тысяч героических защитников нашего города? Думаю, что не только я, но и многие коренные севастопольцы задавались этим вопросом. В последние годы в "незалежной" Украине было принято винить во всём наше военное руководство - адмирала Ф.С. Октябрьского, генерала И.Е. Петрова и восхвалять сагайдачных, бандер и шухевичей. Обратимся к архивным документам. Директива командующего Северо-Кавказским фронтом от 28 мая 1942 г. N 00201/оп: "1. Предупредить весь командный, красноармейский и краснофлотский состав, что Севастополь должен быть удержан любой ценой. Переправы на кавказский берег не будет... 3. В борьбе против паникеров и трусов не останавливаться перед самыми решительными мерами..." Главком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов писал, что до последнего момента была уверенность, что Севастополь удастся удержать. "...В таком грандиозном сражении, которое происходило за Севастополь, никто не мог предусмотреть, когда возникнет критическое положение. Приказ Ставки ВГК, весь ход военной обстановки тех дней на фронтах требовали драться в Севастополе до последней возможности, а не думать об эвакуации. Иначе Севастополь не сыграл бы своей большой роли в борьбе за Кавказ и косвенно - за Сталинград. Армия Манштейна не понесла бы таких потерь и была бы переброшена раньше на новое важное направление... Когда немцы придвинулись к последним рубежам севастопольцев на м. Херсонес, всё водное пространство стало простреливаться, посылать туда транспорты или боевые корабли стало невозможно... И меньше всего следует упрекать в непредусмотрительности местное командование, которому поступила директива драться до последней возможности... В обстановке напряжённых боёв они не могли заниматься разработкой плана эвакуации. Всё их внимание было сосредоточено на отражении атак противника..."
Весной 1942 г. положение на фронтах было критическим. Красная Армия терпела поражение, отступала. Чтобы осознать опасность и весь трагизм того времени, когда судьба нашего народа висела на волоске, нужно внимательно прочитать приказ НКО N 227, известный как "Ни шагу назад!" Сильнейший документ по глубине патриотического наполнения, по степени эмоционального накала. Приказ показывает реальную обстановку того времени, и многое становится понятным. Тогда нужно было любой ценой выиграть время, задержать наступление, не дать врагу захватить Баку и Грозный (нефть). Здесь, в Севастополе, "перемалывались" части вермахта, решалась судьба Сталинграда, закладывалась основа великого перелома во Второй мировой войне.
Некоторые "историки" обвиняют командование СОР в неспособности организовать эвакуацию, в предательстве - бросили войска... Но на войне как на войне. В критической обстановке спасают самое ценное, с военной точки зрения, для достижения конечной цели - Победы. Для подготовки командира дивизии нужно 25-30 лет, для подготовки бойца - несколько месяцев. В бою боец грудью закрывает своего командира. И на войне это нормально. Остались бы Октябрьский, Петров, Военные советы, штабы Приморской армии и СОР, всё высшее командование - геройски погибли бы или попали в плен. Кому это было бы выгодно? Только нашим врагам. Причём Октябрьский был не только командующим СОР, но и командующим Черноморским флотом, КП и штаб которого были на Кавказе. А впереди - годы беспощадной, кровавой и жестокой войны...
Те же военачальники Октябрьский, Петров, командующий ООР Г.В. Жуков по приказу Ставки ВГК провели эвакуацию защитников Одессы. С 1 по 15 октября 1941 г. было вывезено 86 тыс. военнослужащих (5941 раненый), около 15 тыс. гражданских, 3625 лошадей, около тысячи автомашин, сотни тракторов, орудий, танки, "катюши" и тысячи тонн грузов. Только в последнюю ночь, за десять часов, под носом у противника с занимаемых позиций были скрытно эвакуированы четыре дивизии с тяжелым вооружением (38000 чел.) После поражения Крымского фронта Октябрьский, стянув из ближайших баз все катера, тральщики, баржы, буксиры, баркасы, при эвакуации трех армий с 15 по 20 мая 1942 г. вывез из Керчи на Тамань более 130 тысяч человек (42324 раненых, 14 тыс. гражданских), самолеты, "катюши", орудия, автомашины и 838 т груза - в условиях яростного противодействия немцев, используя для прикрытия флотскую авиацию с кавказских аэродромов. Эвакуация проводится по решению Ставки ВГК. Военные выполняют приказы.
Когда немцы захватили Северную сторону, их артиллерия смогла простреливать всё водное пространство, подвоз боеприпасов и пополнения стал невозможным. В воздухе полностью господствовала вражеская авиация. Радиус действия нашей авиации с аэродромов Кавказа и Кубани не позволял использовать её для прикрытия с воздуха. Севастополь оказался в блокаде.
Время для эвакуации было безвозвратно упущено. Это понимало и высшее командование. И всё же приказ на эвакуацию был. Директиву Буденного на 35-й береговой батарее получили в 22 часа 30 минут 30 июня: "1. По приказанию Ставки Октябрьскому, Кулакову срочно отбыть в Новороссийск для организации вывоза из Севастополя раненых, войск, ценностей... 3. ...Остаткам войск вести упорную оборону, от которой зависит успех вывоза". В 1 час 30 минут Октябрьский, Кулаков и другие командиры убывают с аэродрома Херсонес на самолёте СП-84 "Дуглас". Петров и Военный совет Приморской армии убывают в 2 часа 59 минут на пл "Щ-209" курсом на Новороссийск. Старшим для организации обороны и эвакуации войск остаётся командир 109-й СД генерал-майор П.Г. Новиков со своим штабом. В помощь ему для взаимодействия с моряками назначен капитан 3 ранга Ильичёв. 4 июля Будённый по указанию Ставки ВГК дал телеграмму Военному совету ЧФ: "На побережье СОР есть ещё много отдельных групп бойцов и командиров, продолжающих оказывать сопротивление врагу. Необходимо принять все меры для их эвакуации, посылая мелкие суда и авиацию..." Но немцы уже перекрыли все подходы к побережью и с воздуха, и с моря.
А как складывалась ситуация у немцев в мае 1944 г.? Командование 17-й армии заблаговременно, ещё в конце 1943 года, разработало планы эвакуации своих войск из Крыма по воздуху и по морю: "Адлер" ("орёл"), "Рутербоот" (лодка) и "Глейтбоот" (глиссер). В бухтах Стрелецкой, Круглой, Камышовой, Казачьей и в районе м. Херсонес было оборудовано 56 причалов. Имелось достаточное количество мотоботов, БДБ и катеров. В портах Румынии были наготове около 190 немецких и румынских транспортов и судов. Присутствовали их хвалёные практичность и немецкий порядок. Было чётко расписано, когда, где, с какого причала, какая воинская часть и на какой мотобот или катер должна грузиться. Большие суда должны были ждать в открытом море, вне досягаемости нашей артиллерии. Но Гитлер требовал "...удерживать каждую траншею, каждую воронку, каждый окоп..." и разрешил эвакуацию только 9 мая, когда наши части уже вошли в город. Время для эвакуации опять было упущено. Получилась такая же "человеческая мясорубка". Только наши бойцы дрались до последнего - практически голыми руками, без пищи и без воды - больше недели, а немцы, имея оружие и боеприпасы, сдались, как только стало понятно, что эвакуация срывается. Только эсэсовцы, прикрывавшие эвакуацию (около 750 чел.), оказали яростное сопротивление, пытались уйти в море на плотах и надувных лодках, и были уничтожены.
Становится очевидным, что без надёжного, эффективного прикрытия с воздуха организовать эвакуацию в условиях активного огневого противодействия, блокирования с воздуха и моря было практически нереально. В 1944 г. немцы лишились крымских аэродромов - так же, как и наши в 1941-м. Под ударами наших войск возникли паника, хаос и полная неразбериха. Из доклада НШ ВМС Германии Г. Конради: "...в ночь на 11 мая на причалах началась паника. Места на судах брались с боем. Суда вынуждены были отваливать, не закончив погрузки, т.к. в противном случае они могли затонуть..." Армия подала в суд на ВМС Германии, обвинив их в трагедии 17-й армии.
Командующий группой армий "Южная Украина" Шернер писал военному прокурору Германии: "...флот оказался не в состоянии организовать вывоз последних войск... многие суда вернулись порожняком..." Флот ссылался на "...большие потери... вследствие торпедных атак, артобстрелов и авиаударов противника..."
В итоге только на суше, в районе 35-й береговой батареи и мыса Херсонес, немцы потеряли убитыми более 20 тыс. чел. и 24361 чел. был взят в плен. Погибли в море около 8 тыс. чел. Причём немцы оставили для обороны крепости минимальное количество войск - около 64700 чел. Большая часть войск 17-й армии, "...не нужных для боя...", тыловые и румынские части, военнопленные, "хиви", гражданское население как прикрытие были эвакуированы заранее, в период с 8 апреля по 5 мая, как только наши войска прорвали оборону немцев на Крымском перешейке.
За период эвакуации немецко-румынских войск из Крыма кораблями и авиацией ЧФ были потоплены: 69 транспортов, 56 БДБ, 2 МО, 2 канонерские лодки, 3 ТРЩ, 27 сторожевых катеров и 32 судна других типов. Всего 191 корабль. Потери - более 42 тыс. румынских и немецких солдат и офицеров. При полном господстве в воздухе немецкой авиации в июле 1942 г. та же участь ожидала и корабли Черноморского флота. План третьего штурма Севастополя немцы не зря назвали "Лов осетра".
От налётов вражеской авиации трагически погиб санитарный транспорт "Армения", перевозивший медперсонал и раненых, более 6000 чел., спаслись только восемь. Сантранспорты "Сванетия", "Абхазия", "Грузия", теплоход "Василий Чапаев", танкер "Михаил Громов", крейсер "Червона Украина", эсминцы "Свободный", "Способный", "Безупречный", "Беспощадный", лидеры "Ташкент" и "Харьков"... И это далеко не полный перечень потерь только от авианалётов.
Сейчас, в мирное время, в спокойной обстановке, когда не грохочут взрывы и не свистят пули, легко и просто разбирать и осуждать действия командования. "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Очень хотелось бы посмотреть на этих "критиков" в боевой обстановке. Конечно, руководством СОР были допущены ошибки и просчёты, но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Непродуманным, на мой взгляд, было решение собрать на 35-й береговой батарее командиров и политработников (около 2000 чел.) в самый последний, критический момент обороны. Были "обезглавлены" остатки войск СОР, что породило беспорядок, непонимание обстановки, недоверие к командованию, стихийное желание спастись любой ценой, что и свело на нет все усилия по организации плановой погрузки. Не был полностью реализован вариант использования для эвакуации маломерных судов, т.н. "тюлькин флот", и многое другое.
Но если судить о событиях прошлого, делать выводы и давать оценку, то только на основании достоверных исторических документов, с учётом реальной обстановки и менталитета того времени, а не на голых эмоциях с позиции современного обывателя.
И вечная память героям, отстоявшим нашу свободу!
ОБ АВТОРЕ:
Виктор Александрович Медведев родился в 1945 году в Севастополе. Окончил СВВМИУ в 1968 г. по специальности "ЯЭУ". Служил на Тихоокеанском и Черноморском флотах. Капитан 2 ранга в отставке. Ветеран ВМФ СССР. Увлекается охотой, дайвингом, пешим туризмом, историей военного Севастополя (1941-1944 гг.). Имеет ряд публикаций в охотничьих журналах и в "Крымской охотничьей газете". Почётный член ОВОРУ, член президиума совета ВВОО.
При подготовке данной публикации автором использована литература: Шестаков Н.С. "Совершенно секретно"; А. Хамадан, Л. Соболев, В. Фесенко "Севастопольская повесть 1941-1945 гг.", документы из фондов ГА г. Севастополя; Ванеев Г.И. "Героическая оборона Севастополя 1941-1942 гг."; Севастополь. Энциклопедический справочник, 2008 г.; Веселов П.Я. "Севастополь в Великой Отечественной"; Иванов В.Б. "Тайны Севастополя", книги 1, 3; Кузнецов Н.Г. "Курсом к Победе". |
С уважением, Владимир _________________
А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня" |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|